+7 925 505-33-99
+7 920 567-00-55
+7 925 505-28-55

©: Российская Диабетическая Газета и медцентр Российской Диабетической Ассоциации, 1990 - 2019.
Использование, перепечатка, цитирование, комментирование любых материалов, текстов
возможны ТОЛЬКО ПО ПИСЬМЕННОМУ РАЗРЕШЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

Место для рекламы
Горячие темы

Может ли хроническое заболевание почек вызывать диабет? Ранее считалось наоборот

Исследователи обнаружили связь между хроническим заболеванием почек и диабетом. Когда почки не в состоянии нормально функционировать, мочевина, накапливающаяся в крови, что может вызвать диабет, заключают ученые в исследовании, опубликованном в научном журнале Journal of Clinical Investigation.

«Мы обнаружили молекулярные механизмы, которые ответственны за увеличение уровня глюкозы в крови у больных людей с хроническим заболеванием почек. Наши наблюдения на мышах и на человеческих образцах показывают, что болезнь может вызвать вторичный диабет», — сказал автор исследования Винсент Поитоут (Vincent Poitout).

Хроническая почечная болезнь характеризуется прогрессирующим и необратимым нарушением функции почек, когда они не состоянии удалять токсины из крови. В конце концов, такие больные должны проходить диализ или трансплантацию почек. По статистике, более половины людей среднего возраста имеют риск хронического заболевания почек.

Хорошо известно, что диабет 2 типа является одной из причин хронического заболевания почек. Нефролог Летиция Коппе (Laetitia Koppe) доказала, что верно и обратное.

«Около половины людей, страдавших хроническим заболеванием почек, имеют аномальный уровень сахара в крови. Я задавалась вопросом, почему. Мы провели эксперименты на мышах и обнаружили нарушение секреции инсулина в панкреатических бета-клетках, как это наблюдается у больных с сахарным диабетом. Те же самые аномалии мы наблюдали в образцах клеток поджелудочной железы у пациентов с хроническим заболеванием почек», — объясняет Коппе.

Исследователи отметили токсическую роль мочевины — продукт азотистых отходов, которые в норме обычно фильтруются почками и выводятся из организма с мочой.

«У пациентов с хронической почечной недостаточностью почки не в состоянии устранять токсины. Мочевина начинает накапливаться в крови. В учебниках мочевина представлена как безвредный продукт. Это исследование показывает обратное, мочевина непосредственно отвечает за секрецию инсулина», — утверждает Коппе.

В основе панкреатических бета-клеток ученые обнаружили белок — фосфофрукоткиназа 1.

«Функция этого белка изменяется за счет увеличения мочевины в крови, которое наблюдается при хронических заболеваниях почек. Повышение мочевины вызывает нарушенную секрецию инсулина из панкреатических бета-клеток. Это приводит к окислительному стрессу и чрезмерному гликозилированию фосфофруктокиназы 1, приводящему к дисбалансу глюкозы в крови и к прогрессированию диабета», — сказал Поитоут .

Исследование имеет большое значение, поскольку выявляет довольно новый механизм между хроническим заболеванием почек и диабетом.

«Необходимы дальнейшие исследования для подтверждения этих выводов. Но если наши наблюдения подтвердятся, то это будет означать, что пациенты с хроническим заболеванием почек подвержены риску развития диабета. Тогда можно будет применять терапевтические подходы, такие как прием антиоксидантов, чтобы защитить бета-клетки поджелудочной железы и уменьшить риск развития диабета», — сказал Поитоут.
Подробнее в научной статье:

Koppe L. et al. Urea impairs β cell glycolysis and insulin secretion in chronic kidney disease //The Journal of Clinical Investigation. — 2016. — Т. 126. — №. 9.
Ссылка на оригинал: http://medicalinsider.ru/news/1125-khronicheskaya-bolezn-pochek-mozhet-vyzvat-diabet/